© 2018 Галерея «Bonum Factum».  

Ташкент, Узбекистан,ул. Садык Азимова-20,тупик-3

  • Facebook Clean
  • Twitter Clean
  • YouTube B & W

Акмаль Нур

Родился в1959 г. в г.Намангане, Узбекистан. В 1978г. окончил Республиканское художественное училище им. П.Бенькова, а в 1984г. — Ташкентский государственный институт искусств им. М.Уйгура.

В 1985-1989 гг. обучался в Творческой мастерской Академии художеств СССР в г.Ташкенте. Живет и работает в г.Ташкенте. С1990 г. — член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. В1997 г. избран академиком — Действительным членом Академии художеств Узбекистана. В 2005 году ему присвоено почётное звание «Народный художник Узбекистана» а в 2011 году Акмаль Нур стал лауреатом Государственной премии Узбекистана. С марта 2012 года назначен Председателем Академии художеств Узбекистана.

Работы находятся в Узбекистане — в г.Ташкенте: в Государственном музее искусств Узбекистана, Дирекции выставок Академии художеств Узбекистана, Национальном банке Республики Узбекистан, Инвестбанке Узбекистана; Самаркандском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике им. А.Икрамова, Ургенчской художественной галерее; за рубежом — в Музее современного искусства (Югославия), галерее Дэвидсон в г.Сиэтл (США), в галерее «Арт Херитадж» и Лалит Кала Академии г.Дели (Индия), коллекции Кредит Свисс-банка (Швейцария), а также в частных коллекциях Голландии, Германии, Бельгии, Австралии, США, Израиля, Канады, Марокко, Индии, Турции, Швейцарии. За свои годы он успел сделать многое — вхождение художника в искусство было довольно быстрым. После завершения в 1984 году учебы на художественном факультете Института искусств в Ташкенте он уже к концу 1980-х годов занимает ведущее место в новой генерации живописцев Узбекистана. За последнее десятилетие прошло несколько крупных персональных выставок художника, в том числе и за рубежом. Оригинальность пластических решений, нестандартность образного языка позволили выделить Акмаля Нура из группы даже близких по тональности живописцев. В 1997 году А.Hyp становится самым молодым академиком — Действительным членом Академии художеств Узбекистана. Такая динамика предполагает тип весьма темпераментного и в чем-то одиозного художника-самородка. Между тем А.Нур далек от эпатажных акций, ему больше свойственна спокойная и вдумчивая манера. Он не бунтарь, не апологет академических или, напротив, модернистских течений, не авангардист и не сторонник альтернативного творчества, хотя элементы всех перечисленных явлений можно обнаружить в той или иной мере в его работах.

Начальный этап творчества художника приходится на 1988-89 годы. В это время он создает пейзажи в технике гризайль («Последний снег», «Саженцы») или картины протокольно-фиксирующего значения с не очень успешными попытками философского анализа («Старый город — моя колыбель», «Старость», «У порога»).

Почти в то же время А.Нур создает другую серию картин, в которых ощущается профессионализм и способность постановки серьезных образно- эмоциональных и пластических задач. Стилистика этой живописи была связана как с состоянием эмоционально-психологического надлома художника, так и воздействием социального климата тех памятных перестроечных лет. Мрачный, болотисто-серый колорит картин «Кладбище», «Тешик-таш», «Хранители души» вызывает ощущение безысходности, граничащей с послешоковым синдромом. Самоунижающая социальная критика и внутренняя душевная подавленность выразительно звучат в картине «Жертва» с изображением связанного для заклания барана. Этап творческих поисков, исполненных социальной антиутопии и внутреннего психологического надлома, завершает выполненная в 1990 году картина «Несущий бык». Но в ее стилистике явно ощутимы новые подходы — трагизм и апокалипсические мотивы уже не подавляют стремления художника к разработке живописно-пластических  задач.

В целом тема любви в ее универсальном значении становится ведущей в творчестве художника. Симптоматичны названия работ — «Яблоко любви», «Сад любви», «Река любви» (1995г.), «Остров любви» (1998г.). Художник использует в них различные символико-аллегорические образы — луну, рога быка, рыбу, лодку. Однако, общей пластической и смысловой доминантой этих картин выступает мотив яблока — то в виде огромной срезанной половины, внутри которой восседают влюбленные, то в виде летящих с неба плодов. Сакральный смысл мотива со временем уходит на второй план, изображение яблока превращается в удачно найденный и искусно варьируемый пластический прием. Эволюция в работах этого периода очевидна — полотно «Остров любви», написанное в 1998 году, заметно отличается от картин 1995 года легкостью и виртуозным изяществом образного решения.

Близка по утонченности декоративного стиля этому циклу серия картин художника, выполненных в 1998 году — «Девушка, играющая на бубне», «Соприкосновение», «Риштанский натюрморт», «Муза». В целом же эти картины определяют новую направленность в творчестве А.Нура — стремление к формализации живописных задач, поиск более лаконичных и абстрагированных пластических формул.

В начале 1990-х годов на выставках и в прессе широко обсуждались произведения художника на непривычную и закрытую в то время мусульманскую тематику — «Ангел», «Молитва», «Путь в Мекку» и др. В них нет вторжения в суть мусульманской теософии или апокрифических откровений. Задача автора скромнее — акцентируя внимание на живописно- пластических задачах, коснуться запретной прежде темы и ее философско- этических аспектов (идея покорности судьбе и ее предопределенность, поиск чистоты и жизненного смысла в высших трансцендентных сферах и проч.). Эта серия дала толчок разработке интересных цвето-пластических задач, но не получила своего дальнейшего развития.

Важным было обращение художника к традиционным образам кукольников — масхарабозов («Марионетки», «Спящий кукольник» и др. -1995 г.). Эта тема является своеобразным рефреном всей его жизненной философии. «Все и всё кем-то управляются. Хотелось эту мысль передать в своих работах», — говорит

A.Hyp. Художник пытался выразить философскую идею всеобщей обусловленности явлений в ее социальном контексте, однако живописно- пластический эффект в этой небольшой серии картин возобладал. В результате социально-философский анализ обрел значение живописно-красочной пантомимы, где пластика движения одновременно выражает и образный                         смысл и авторскую идею.

А.Нур переводит на язык живописно-пластических иносказаний богатую фактуру камней в прозрачных речушках предгорий Хумсана, изученную им в результате долгих наблюдений. Пристальные и длительные созерцания привели к возникновению таких пластических приемов-образов, как рассыпающиеся гранулы камней, на фоне которых просматриваются силуэты животных, птиц, изображения таинственных рыб и др. Спектр настроений и живописных задач в каждой из картин имеет свои особенности. В этом цикле идея трансформации рассматривается двояко: и в семантическом поле картины,                         и как собственно пластическая задача.

Элегантностью и восточным изяществом отличается стиль его последней серии картин, в пластике которой особое место занимает эстетика белого пространства. Художника охватило своеобразное духовное состояние, как он сам говорит: «Желание белым написать белое». В этом ряду следует упомянуть его картины «Белые стихи», «Малика», «Мелодия», «Бухарская невеста», выполненные в 1998 году, поиски эстетики «белого стиля» которых были начаты художником еще в середине 1990-х годов. Это хорошо ощущается в пластике таких картин, как «Бухарская невеста» (1995г.) и «Полет мысли» (1996г.). В этом цикле художник пытается осуществить синтез традиций восточной философии, основанной на многозначности символов и их трасцендентном значении, и принципов эстетики постмодернизма с ее приверженностью к монохромным и абстрагированным живописно- пластическим решениям.

Разнонаправленность стилистических решений в работах А.Нура не отрицает цельности его художественного мировоззрения, а лишь подтверждает мысль о динамичности его поисков, нацеленности мастера на философское размышление и пластическую выразительность.