© 2018 Галерея «Bonum Factum».  

Ташкент, Узбекистан,ул. Садык Азимова-20,тупик-3

  • Facebook Clean
  • Twitter Clean
  • YouTube B & W

ПЛАКАТЫ ВОСТОКА

В Узбекистане начала XX века не было стойкой традиции рисуночных плакатов. Афиши и публичные объявления оформлялись, как правило, только разными вариантами броских художественных шрифтов. Эта тенденция сохранялась достаточно долго. На выставке представлено несколько афиш второй половины двадцатых годов XX века, приглашающих публику в помещение медресе Кукельдаш, на сцену Народного Дома старого города (ныне – драматический театр им. А. Хидоятова) на спектакли национального музыкального театра. Это примеры типичных для старого Ташкента шрифтовых двуязычных плакатов.

 

Но уже с 1918 года заработали на Воскресенском рынке (ныне – Театральная площадь) «Окна ТуркРОСТА», где регулярно выставлялись агитационные сатирические плакаты с рисунками и карикатурами на злободневные темы. Это были оригиналы, и они первоначально не тиражировались. Лишь в конце 20-х годов плакаты стали репродуцировать газеты и журналы Узбекистана, особенно популярный «Муштум». Признанными мастерами плакатного жанра считались тогда художники С. Мальт, И. Тулля и Усто Мумин (А. Николаев). Государством плакат рассматривался как боевое средство политической агитации. Художники стремились оперативно откликаться на волновавшие всех события и принимать как бы личное участие в перестройке действительности. С художественной стороны в плакатной продукции вполне допускались схематические решения произведений. Поэтому сегодня многие плакаты воспринимаются скорее как характерные документы своего времени.

 

Впрочем, достижения плакатистов Узбекистана неуклонно росли. Перед Второй мировой войной признанным руководителем бригады графиков, работавших в жанре плаката, был Владимир Кайдалов (1907-1985). На выставке представлена его работа 1942 года «Будет и на нашей улице праздник» (№88 из серии плакатов «Удар по врагу»). Это один из самых знаменитых его плакатов. В. Кайдалов (он в дальнейшем был удостоен звания «народный художник Узбекистана») придавал большое значение «плакатной» части собственного творчества, а работу «Будет и на нашей улице праздник» выбрал из многих десятков созданных им за полвека плакатов для итоговой выставки, посвящённой 70-летию своей творческой деятельности (Ташкент – 1977). Первый же его антифашистский плакат был напечатан массовым тиражом на третий день после начала Второй мировой войны.

 

Другим мастером узбекистанского плаката был народный художник Узбекистана Константин Чепраков (1907-1972). Из его военных произведений на выставке можно познакомиться с агитационным плакатом 1941 года «Победа зависит от нас». Очень много делали в жанре антифашистского плаката художники А. Венедиктов, Б. Жуков, В. Рождественский и другие. В Ташкенте в самом начале войны (с 27 июля по 10 августа 1941 года) с успехом была произведена первая республиканская выставка антифашистского плаката, на которой графики Узбекистана продемонстрировали множество злободневных оригинальных работ. Авторы плакатов старались достичь в обобщённых образах глубокой внутренней выразительности. При крайней лаконичности здесь имели значение все компоненты плаката, все художественные средства: и проработанность рисунка, и реальность красок, и чёткость текста. К числу таких плакатов принадлежит работа заслуженного деятеля искусств Узбекистана Бориса Жукова (1906-1987) с горьковскими словами «Если враг не сдаётся, его уничтожают».

 

Интересным экспонатом выставки является плакат с польским знаменем и надписью «Polacy do broni» (Поляки – на войну!). Это тоже частица нашей истории. Как известно, в 1942 году в Ташкенте из интернированных военнослужащих Польши формировалась дивизия под командованием генерала Владислава Андерса, покрывшая себя славой в дальнейшем на полях сражений с фашизмом в Северной Африке. Плакат «Polacy do broni» представляет собой красноречивый художественный артефакт тех далёких и неоднозначных событий.

 

Творческий заряд, полученный художниками-плакатистами Узбекистана в годы войны, продолжал действовать и во второй половине 40-х годов XX века, когда основное внимание государства переключилось на хозяйственные вопросы. Характерным примером плаката той поры является работы того же Бориса Жукова «Фархад ГЭС строит народ-богатырь» (1947 г.).

 

Особую ценность выставке придаёт то, что она знакомит нас не с копиями, а с подлинниками малотиражных изданий, которые в силу своего предназначения обычно плохо сохраняются. Поэтому экспозиция доносит до зрителя живое дыхание эпохи, что особенно важно в наш компьютерный, виртуальный век.

 

Выставка среднеазиатского плаката 20-40 гг. XX века, с другой стороны, призвана ответить возникшему в последние годы (особенно на Западе) стойкому интересу к т.н. «социалистическому реализму». Именно плакат является ярким представителем этого направления в искусстве, и экспонаты выставки открывают перед нами пока ещё мало изученные и полузабытые работы выдающихся художников Узбекистана и соседних республик.

 

 

Борис Голендер