© 2018 Галерея «Bonum Factum».  

Ташкент, Узбекистан,ул. Садык Азимова-20,тупик-3

  • Facebook Clean
  • Twitter Clean
  • YouTube B & W

Флер ритуалов и связь с прошлым в выставочном проекте Саодат Исмаиловой Qo’rg’on Chiroq

 

Фотографии: Фонд развития культуры и искусства при министерстве культуры Узбекистана

 

Первой выставкой в новом Центре современного искусства Ташкента стал проект режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой Qo’rg’on Chiroq. Выставка продлится до 1 июня.

 

На пресс-конференции, посвященной предоткрытию центра, Саодат Исмаилова отметила, что работать в историческом здании очень интересно. Здание Центра построено в 1912 году Вильгельмом Гейцельманом. До революции оно использовалось в качестве дизельной электростанции, обслуживающей первую в городе трамвайную ветку.

«История сооружения создает ценность, — это тот фундамент, на который очень важно опираться современному художнику. Мне нужно было создать связь между моей эстетикой, чувствительностью, моими предками и этим пространством», — сказала Саодат Исмаилова.

 

Выставка представляет собой серию видеоработ, созданных за последние пять лет. Каждая работа родилась уникальным образом. Каждый кадр повествует неповторимую историю. Но главное, что объединяет видеопоэму «Зухра», показанную на Венецианской бьеннале, байконурское видео «Два горизонта», музыкальное прощание с туранскими тиграми «Заколдованный» и инсталляцию о связи народов посредством воды «Шепот Окса», — связь с предками, которая занимает исключительное место в творчестве художника.

 

Название выставки — тоже повод для осмысления. Саодат Исмаилова объясняет, что курган — айсберг, ведущий нить к предкам. А слово «чирок» (свет) ассоциируется с тайной. Более того, проекция и изображение появились благодаря свету. Чирок — это медленно исчезнувший ритуал, который еще практиковали в 60-е годы прошлого века. Это обряд о контакте с духами, которые нас поддерживают, обряд очищения пространства зажженной свечой.

 

Над выставкой Qo’rg’on Chiroq художник работала совместно со старшим куратором лондонской галереи Tate Modern Андреа Лиссони. Говоря о выставке Саодат Исмаиловой, он подчеркнул, что художник использует преображающую силу искусства, чтобы рассказать прекрасные истории об удивительном регионе, в котором она родилась и выросла.

«В начале нулевых я увидел одну из комнат в квартире Саодат, которая была оформлена как юрта. Я увидел самобытного художника, который глубоко чувствует историю, музыку, письменность и другие формы культурной памяти, художника, который постоянно находится в поиске новых историй и идей», — отметил Лиссони.

Важная роль в проекте отведена куратору выставки, соучредителю архитектурного бюро «Grace» Екатерине Головатюк, для которой было особенно приятно работать со зданием в том виде, в котором оно было обнаружено.

«Мы не стремились создать яркие архитектурные формы, — заявила куратор. — Мы выявляли качество архитектуры за счет света и других инструментов».

 

Выставка продлится до 1 июня. В Государственном академическом театре оперы и балета им. А.Навои 16 и 17 апреля был представлен спектакль Саодат Исмаиловой Qirq Qiz, поставленный по народной легенде и воинствующих девушках, выбравшихся из плена.

 

Сабина Бакаева

 

Please reload